До сих пор нет единого методы обучения по источнику знаний структуры метода обучения. Это дает основания еще раз обратиться к проблеме методов обучения, их классификации и структуре. Встречаются классификации по одному основанию: если в качестве признака-классификатора выступает источник знания По двум основаниям производили классификацию Тетраэдрическую модель, увязывающую логико-содержательные, источниковые, методы обучения по источнику знаний и операционно-управленческие аспекты обучения, в качестве классификации методов методы обучения по источнику знаний Мы полагаем, что классификации, осуществленные более чем по одному основанию, некорректны. Если оснований несколько, то речь должна идти не о классификации методов обучения,а о структуре, увязывающей несколько классификаций в одних рамках. Паламарчук, трехаспектна и содержит в себе три независимые классификации: методов обучения по источнику информации, методов познанияпо способу логического умозаключения индукция, дедукция и аналогия и технологии обучения по уровню проблемности информационный, эвристический исследовательский процессы обучения. Шаповаленко объединяет методы методы обучения по источнику знаний, методы познания, технологии обучения, причем в последней выделяется 2 аспекта - процессуальный методы обучения по источнику знаний организационно-управленческий. Аналогичные соображения можно высказать и ообъединяющих по две независимых классификации. Обилие классификаций по одному основанию свидетельствует о том, что упущено нечто основополагающее, то, что могло бы объединить их все в рамках одной методы обучения по источнику знаний. На наш взгляд, наиболее корректна классификация по источнику знаний. В данном случае явление выделено и описано очень точно: в соответствии с группой методов ведущая роль принадлежит либо изображению, либо звуку, либо действию, сопровождающемуся демонстрацией и словом, но названия групп не вполне соответствуют их содержанию. Но термины слово, наглядность, практическийобозначающие содержание методов, влекут за собой груз посторонних смыслов и вносят терминологическую путаницу, что провоцирует неприятие классификации в целом. Критикуя эту классификацию, Следует отметить, что с тех пор, как Homo sapiens обособился в отдельный вид, у него действительно не возникло новых органов чувств и путей восприятия и репрезентации окружающей действительности. Однако с течением времени изменялась социальная структура общества, количество накопленного опыта, соответственно совершенствовался процесс обучения и трансформировались, обогащались, но не менялись методы обучения. Для радикального изменения методов обучения должны измениться способы познания и репрезентации окружающего мира. Очевидно, что информация является связующим звеном между методы обучения по источнику знаний и обучающимся, она структурирует процесс обучения через его компоненты - деятельность учителя и деятельность ученика. Ведущих источников информации в учебном процессе четыре: звук, изображение, мышечное усилие, либо все в комплексе. Сообразно этому мы предлагаем выделить четыре группы методов обучения: визуальные, аудиальные, кинестетические и полимодальные. Информация представлена в звуках. К этой группе относятся все виды рассказов, бесед, объяснений, лекций. В чистом виде эти методы обеспечивают передачу и фиксацию информации по аудиальному каналу. Информация представлена в виде изображения. К этой группе относятся демонстрации натуральных объектов изобразительных пособий, а также методы, предполагающие работу со всеми видами печатной или письменной информации. Передача и восприятие информации организованы с помощью мышечных усилий иных ощущений тела. Для общеобразовательной школы и вуза в чистом виде данные методы не описаны, однако обучение слепо-глухих детей возможно только посредством этих методов. В начальной школе при обучении детей грамоте используется некоторое количество кинестетических приемов. Используются методы обучения по источнику знаний и при подготовке спортсменов. Информация движется по нескольким каналам восприятия. Аудио-визуальные - демонстрации диа- кино- и видеофильмов, некоторых опытов и экспериментов. Методы рассчитаны на одновременную визуальную и аудиальную фиксацию информации. К этой группе принадлежат и основные методы обучения глухих методы обучения по источнику знаний. При использовании методы обучения по источнику знаний методов информация проходит по двум каналам, что уже повышает эффективность ее усвоения. Аудиально-кинестетические- прослушивание с последующим описанием. В общеобразовательной школе встречаются редко, но являются ведущими при обучении слепых детей. Аудио-визуально-кинестетические- проведение опытов и экспериментов, демонстрация учебных видео- и кинофильмов, работы с компьютерными обучающими программами. При использовании данных методов информация фиксируется по всем каналам восприятия. Предложенная нами классификация методов обучения позволяет иначе взглянуть на уже существующие классификации. Мы полагаем, что Бабанский предложил не столько классификацию методов обучения, сколько обозначил рычаги управления познавательным процессом. Если не обсуждать вопрос о правомочности выделения им именно таких групп, поскольку явно не о методах обучения идет речь, а обратиться к сути описанных характеристик, то обнаружится все то же, методы обучения по источнику знаний звук, изображение, мышечное усилие, лежащие в основе каждого из них, от методов эмоционального стимулирования, учебного поощрения, порицания, предъявления учебных требований, до методов контроля. При описании перцептивных методов, Бабанский просто приводит неполный вариант классификации по источнику информации. Работая самостоятельно и осуществляя самоконтроль, учащийся сам определяет адекватный для себя метод добывания информации и задача учителя - обеспечить его исчерпывающим набором источников. О логических методах мы уже писали, когда анализировали систему Паламарчук; индукция, дедукция и аналогия - методы познания, а не обучения. Гностические методы - это скорее способы организации учебного процесса проблемный, эвристический и проч. Иными словами, там, где Бабанский ведет речь действительно о методах обучения, он использует вариант классификации по источнику информации даже называет он эту группу методы. Эти же замечания можно отнести и классификации методов проблемного обучения, предложенной Им выделено три группы - конструктивные, ситуативные и диагностические методы. Эта конструкция фактически аналогична той, что предложена Бабанским, за тем исключением, что логические и гностические методы распределены по первым двум группам - конструктивные и ситуативные методы. Анализ методов, взятых из разных классификаций, показывает, что следует расширить набор методических приемов, предложенных Верзилиным в качестве структуры методов обучения. Мы полагаем, что помимо организационных, логических и технических методических приемов, в составе каждого метода обучения следует в качестве самостоятельного элемента структуры выделять, по меньшей мере, приемы визуализации информации, приемы организации самостоятельной учебной активности обучающихся, приемы стимуляции и мотивации учения, приемы формирования учебных умений, навыков и способов действий, приемы организации обратной связи. Приемы стимуляции и мотивации учения позволят повысить интерес к учению и осознанность усвоения учебного материала, что должно положительно отразится на качестве усвоения знаний. Приемы визуализации информации позволят переводить учебную информацию, поступающую по разным каналам восприятия, в визуальную форму и повысить скорость обработки и усвоения материала за счет наиболее эффективных способов работы с ним. Приемы организации самостоятельной учебной активности обучающихся методы обучения по источнику знаний включать способы обучения, обеспечивающие достижение репродуктивного, продуктивного и творческого уровней усвоения учебной информации. Это может послужить основой для дифференциации индивидуализации обучения. Приемы формирования учебных умений, навыков и способов действий обязательно должны присутствовать в составе методов обучения, так как целенаправленное их формирование намного эффективнее, чем спонтанное. Осознанное усвоение обучающимися различных способов учебных действий позволит ускорить процесс обучения и повысить его эффективность. Присутствие в структуре метода приемов организации обратной связи определяет управляемость процесса обучения и обеспечивает возможность корректирующих воздействий непосредственно в ходе его осуществления. Обратная связь может реализовываться посредством разных форм контроля. Противоречия между существующими классификациями возникли потому, что ни одна из них не могла учесть всех особенностей и характеристик учебного процесса. Снять эти противоречия позволит добавление в структуру метода обучения новых элементов - перечисленных нами групп методических приемов, которые фактически и являются теми основаниями, по которым производилось большинство проанализированных нами классификаций. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. Дидактические основы методов обучения. Руководство для высших педагогических учебных заведений. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. Вопросы теории методов обучения в средней школе.

Смотрите также: