Достижение метапредметных результатов происходит через различные виды деятельности, в том числе и через освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Она помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, определить цели дальнейшей работы, скорректировать свои последующие действия, а значит позволяет развиваться как в познавательной так и в личностной сфере. Почему-то принято считать, что рефлексия - это специально спланированный отдельный этап в конце урока. Но я считаю, что любая реакция учеников на любом этапе урока - это и есть рефлексия. Рефлексия - размышление человека, направленное на анализ самого себя самоанализ — собственных урок рефлексии в начальной школе, своих поступков и прошедших событий. При этом глубина рефлексии, самоанализ зависит от степени образованности человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля. Рефлексия, в упрощённом определении, - это «разговор с самим собой». Рефлексия связана с очень важным действием - целеполаганием. Постановка учеником целей своего образования предполагает их выполнение и последующее осмысление способов достижения поставленных целей. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить свои способы и методы с другими. Традиционно в психологии различают несколько видов рефлексии: Коммуникативная- ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека. Личностная- объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим. Интеллектуальная- урок рефлексии в начальной школе в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Приемы Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление картина, музыкальный фрагмент. «Пейзаж» «Букет настроения» «лестница успеха» «рыбья кость» «волшебные линеечки» «комплимент» «Три М» «рефлексивная мишень» прием незаконченного предложения, Приём «Что, если…? » эссе рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний урок рефлексии в начальной школе достижения целей высказывания Я не знал… - Теперь я знаю… ; прием анализа субъективного опыта, прием синквейна, таблица «минус-плюс-интересно» Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация: Рефлексия настроения и эмоционального состояния Рефлексия деятельности Рефлексия содержания учебного материала Рефлексия осуществляется на протяжении всего учебного процесса, выполняя на разных его этапах различные функции. Важно чтобы в процесс рефлексии были вовлечены и учащиеся, урок рефлексии в начальной школе учитель. Как показывает опыт, в случае неучастия кого-либо из субъектов процесса обучения в процессе рефлексии, весь механизм рефлексии оказывается неэффективным. Классификация и содержание рефлексии Рефлексия может быть осуществлена урок рефлексии в начальной школе устной или письменной форме. При этом она имеет разное смысловое назначение. Конечно, сложно к каждому уроку придумать эффектное заключение, но с развитием компьютерных технологий эта задача упростилась. Если в кабинете установлен проектор и экран, то возможно использовать программы, позволяющие за очень короткое время провести рефлексивную часть урока. Я использую авторские разработки, созданные в объектно-ориентированной среде Delphi «Смайлики. Учитель заполняет поля согласно проведенному опросу: понравился или не понравился урок, выступление или презентация в зависимости от темы и разновидности урока и после нажатия кнопки «далее» на экран выводится наглядно. Цветные полосы соответствуют процентному соотношению проголосовавших. Участники могут голосовать как просто рукой, так и заранее приготовленными «смайликами», вырезанными из бумаги. Голосование происходит путем нажатия на кнопки, расположенные в окне программы и соответствующие варианту ответа одно нажатие — один голос или же можно сразу ввести имеющиеся результаты с клавиатуры после клика на столбец диаграммы. Результат выводится в виде гистограммы. Кроме проведения рефлексивного момента на уроке, эту программу можно использовать при проверке знаний учащихся, при проведении опроса мнений, определении симпатий, рейтингов и различных голосованиях. Всё, что делается на уроке по урок рефлексии в начальной школе рефлексивной деятельности — не самоцель, а подготовка к развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности. Однако процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но урок рефлексии в начальной школе окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке — это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

Смотрите также: